Окончились летние каникулы, и
«Российская Община» в Варшаве организовала очередную экскурсию для
членов общества, родных, друзей и добрых знакомых. На этот раз областью
нашего интереса было Полесье. Итак, вперёд по маршруту Варшава –
Полесье, к дивным живописным уголкам Польши.
Первым древним городом на нашем
пути, вернее городком, был г.Тыкочин. Расположившись на левом берегу
реки Нарев, в 8-ми километрах от г. Белосток, этот тихий, спокойный,
сонный, но не менее оттого славный, город является самым красивым
урбанистическим ансамблем истории Полесья. Возник он в 1425г. на основе
поселения , образовавшегося на границе Мазовша и Литовского Княжества,
на пересечении торговых путей из Москвы и Вильно в Познань и Краков. У
города своя древняя и богатая событиями история. Он переходил от одного
владельца к другому, от литовского рода Гаштолдов к королю Зигмунту
Старому, а далее его владельцами были Потоцкие, Чарнецкие,
Ростворовские, Браницие. Город был под властью Пруссии, принадлежал
Варшавскому Княжеству и Польскому Королевству.
К достопримечательностям города
следует отнести синагогу, построенную в 1642 г. на месте старой
богомольни. По своим размерам она является второй и одной из самых
старых синагог Польши со своей трагической судьбой.С1977г. .синагога
признана Музеем Европейской культуры в Тыкочине. В 1993г.Тыкочин получи
статус города.
В настоящее время город, по праву,
считается жемчужиной Полесья, сохраняя дух и образ городка тех далеких и
древних времён, давно канувших в вечность.
Далее, продолжая наше путешествие,
направляемся в г.Белосток, на одну из его окраин, где перед нами
гостеприимно распахнул свои объятья Храм Св. Софии. Белостокский Храм
Св. Софии, уменьшенная в шесть раз копия древнейшего Храма Св.Софии в
Константинополе, по причине чего Белостокский Храм мог бы теоретически
разместиться в куполе Константинопольского.
Простота форм Храма, красота
сакральных росписей, выполненных греческими мастерами, невероятная
акустика – веё это создаёт атмосферу возвышенности, чистоты, высокого
душевного подъёма. Батюшка, сопровождавший нас в Храме, с любовью и
нежностью открывал нам страницы истории храма и православных обычаев.
Многое хотелось узнать, о многом спросить, но время подгоняло к
ожидающим нас сюрпризам.
В 15-ти километрах от Белостока, в
живописном комплексе Кнышенской пущи, над рекой Супрасль расположился
город Супрасль, который в 2000 г. отметил своё 500-летие, а в 2001г. ему
присвоено звание города – курорта.
И действительно, экологическая
чистота, красота ландшафта, микроклимат, тишина и какое-то невероятное
умиротворение и спокойствие, а также сердечность и гостеприимство
жителей- всё это соответствует почётному званию города-курорта.
Достопримечательностью здешних мест
является православный монастырь, существующий с1500г., .в котором в те
далёкие времена поселились монахи киевских монастырей, Печерской Лавры и
полуострова Атос. В монастыре была богатая библиотека с редкими
рукописями, датированными одиннадцатым веком. Монастырь имел свою
типографию, в которой работали известные печатники Иван Фёдоров и Пётр
Мстиславец. В библиотеке также хранились рукописи Кирилла и Мефодия и их
учеников. Но менялись времена, а с ними и судьба монастыря. В настоящее
время к сокровищам монастыря относится и Музей православных икон,
собранных из конфискованных таможенными службами на границах. Способ
презентации икон - полумрак в помещениях и только подсвет икон – весьма
впечатляет К тому же закрепляет впечатление обстоятельный комментарий
экскурсовода.
И, наконец, последняя цель нашего
путешествия – деревня Крушиняны, в 32-х км. от г.Супрасль.
Хозяйка «Татарской юрты»
агротуристического комплекса ждала нас к обеду, составленному
исключительно из блюд татарской кухни. Подан нам был в качестве
«коронного» блюда очень горячий суп и специальный к нему пирог –
листковец . После обеденной трапезы, мы осмотрели мечеть и минарет. С
историей польских татар, впервые поселившихся в Литовском Княжестве, их
жизнью, верой, традициями и даже участием в битве под Грюнвальдом, нас
познакомил представитель молодого поколения татар.
Сегодня польские татары
представляют этническую группу, не знающую татарского языка, их родным
языком является польский. Чувствуют они себя полноправными гражданами
Польши. Но это вовсе не значит, что они отошли от своей религии, своих
традиций. По-прежнему польские татары остаются мусульманами, сохраняя и
передавая своим потомкам и религию, и обычаи.
Остаётся отметить, что наша
экскурсия посвящена была не только знакомству с живописным Полесьем, но
и дала нам возможность увидеть воочию сосуществование бок о бок
различных религий: православия, иудаизма, ислама.
Со всем этим нас познакомила
замечательный экскурсовод пани Янина Космачевска, знаток истории и
культуры Полесья. Сердечные слова благодарности пани Янине за прекрасно
проведенную экскурсию, а также за тактичность и личную культуру.
Вернуться на главную страницу