Ольга Ромашко:
родилась в Могилеве. Закончила теоретико-композиторское отделение
Астраханской Государственной консерватории. До приезда в Польшу
преподавала теорию и фортепиано в Могилевском училище культуры, давала
концерты. С 1990 года живет в Варшаве. Ребенок - один.
_____________________________________________________________
Ольга уезжала после Чернобыльской
аварии сознательно, без терзаний и слез. Оставляла город, в котором ее
фамилия была известна всем, потому что именем ее отчима, Героя
Советского Союза Н.В. Ромашко в Могилеве названа улица и школа. Там ему
воздвигнут памятник и собраны документы в краеведческом музее. Увозила с
собой пятилетнего сына и воспоминания о близком человеке, погибшем при
обороне железнодорожного моста через реку Березину. Прощалась со своими
учениками, коллегами и друзьями. Закрывала огромный и важный раздел
своей человеческой и творческой биографии, чтобы в соседней стране
начать писать новую страницу своей истории.
Начинала жизнь в Польше "под
крылом" мамы. С пачкой аккуратно сложенных визиток от разных фирм Ольга
пробовала строить свой новый жизненный план. Она была полна сил, энергии
и желания учить, творить и выступать на эстраде. Об итогах двух с
половиной пятилеток, прожитых в Польше, я решила этот раз поговорить с
женщиной, которая играет:
- Оля, ты уже адаптировалась в
Польше или мыслями там, а физически здесь?
- Твердо ступаю по земле и поэтому
я вся здесь. Воспоминаний никто не отнимет, они всегда со мой. Но мне
трудно представить, как можно сосредоточиться на творчестве, стоя одной
ногой там, а другой здесь. Очень неудобно.
- Что все-таки было решающим
аргументом при принятии решения о выезде?
- Толчком была авария на
Чернобыльской АС, а главным и решающим фактором - перспектива
творчества.
- Мог ли кто-нибудь дать гарантии
успеха женщине с музыкальным образованием из-за "железного занавеса"?
- Слово "гарантия" не подходит,
если мы говорим об искусстве. Гарантию можно получить, например, в
часовой мастерской, а в творчестве ты сам себе гарантия. Я имела много
предложений из Польши, потому что часто приезжала к маме в столицу.
Играла на вечерах и концертах в Русской общине. Она тогда находилась в
одном здании с Российским Центром науки и культуры на улице Фоксаль. Это
был настоящий центр русского творчества и общения. Туда приходило много
людей из мира польской культуры, которым нравилось наше искусство. На
таких вечерах я получала массу предложений встретиться, поговорить,
выступить. Не все, что предлагали, меня интересовало. Но, например,
предложение аккомпанировать балету в Клубе Ксаверув показалось мне
достойным внимания. Я с удовольствием аккомпанировала ансамблю народного
танца "Яромиры", учила детей и взрослых пению, а в Доме культуры "Воля"
работала инструктором музыки и вокальных ансамблей, в состав которых
входили певцы-сеньоры из Большого театра, Оперетты и Театра эстрады...
- Как ты оказалась в Радощьчи?
- Пути Господни неисповедимы. Через
год после приезда в Польшу я вышла замуж за поляка и переехала к нему в
Радощьчь. Там я открыла частную студию "Музыка и движение". С мужем
рассталась, а студия работает до сих пор. Учим детей музыке, развиваем
чувство ритма и эстетики движения. Даем лекции на дому. Очень популярны
в последнее время электронные клавишные инструменты, трудные, но дающие
огромные возможности.
- Когда ты успеваешь все это
делать?
- Я люблю то, чем занимаюсь с такой
силой и преданностью, что, работая семь дней в неделю, не могу
жаловаться на судьбу. Без музыки я бы умерла.
- А как же с отдыхом?
- Отдыхаю летом целый месяц в
августе. Полностью отключаюсь. Люблю путешествовать и ходить в театры.
- С гордостью за землячку смотрю на
пачку грамот и дипломов, которые ты или твои ученики получили за
мастерство и вклад в развитие польской культуры. Назови те, которые для
тебя особенно ценны?
- Ты не знаешь (Оля смеется), но у
меня еще есть и Медаль имени профессора Януша Гурского, которую я
получила за многолетнее сотрудничество с Обществом "Знание" за
распространение культуры. Что касается дипломов - для меня каждый имеет
свою ценность. Это очень приятно, когда твой труд замечают.
Индивидуальное отличие за очень хороший аккомпанемент на первом
Фестивале Ансамблей Кабаре и Хоров Сеньоров - это памятное событие.
Грамота за участие и подготовку певцов на концерт молодых талантов
"Музыка-поэзия-пластика" под патронатом Кшиштофа Пендерецкого, на
котором моя ученица, будучи гостьей, исполнила AVE MARIA Шуберта - для
меня это тоже ценно и престижно. Похвалюсь еще одним дипломом, который
получила за артистическую деятельность и подготовку высокого уровня
исполнителей произведений классической и развлекательной музыки на
концерте в амфитеатре парка Повсин.
- У твоих, если можно так назвать,
"фанок" из Русской Общины нескрываемая любовь к тебе и к твоему
творчеству. У тебя же "святая к музыке любовь" и абсолютный слух. Что
это за дар такой и что он тебе дает?
- Абсолютный слух - это умение
определения высоты звука. Может, это нескромно прозвучит, но таким даром
обладает 2 процента людей. Дает это возможность создания музыки в
памяти. Кроме того, это чуткость слуха на каждую фальшивую ноту и
легкость гармонизации мелодии.
- На вечерах я действительно ни
разу у тебя не видела нот. А если просят сыграть то, чего ты не знаешь?
- Нет проблем - достаточно напеть.
- Когда ты играешь и видишь радость
в глазах своих слушателей, что в этот момент испытываешь?
- Могу играть день и ночь. Это
возбуждает мое эмоциональное начало.
- Если ты по каким-то причинам не
можешь играть на вечере в Русской Общине, то для многих ее членов это
становится поводом повторять танцевальную часть мероприятия. В чем
секрет такой популярности?
- Наверное, в искренности. Я с
удовольствием для них играю, вкладываю в то, что делаю, всю свою душу и
сердце. Люблю и играю все - и классику, и эстраду. Никогда не
капризничаю. Веселюсь и радуюсь вместе со всеми. Не могу только играть и
танцевать одновременно, поэтому, как правило, мое место при пианино.
- Оля, какие у тебя
профессиональные мечты?
- Аккомпанировать певцам на большой
сцене - это мечта идеальная. Реальная - это сделать тоже самое только на
малой сцене или на мероприятиях - не имеет значения. Возможность учить
индивидуально или в Студии. И еще очень хочется, чтобы с возрастом моя
душа и души моих слушателей не утратили дара восхищаться пением. Но это
уже не мечта, а желание из другой оперы.
Источник:
Русский Курьер
Варшавы
www.rkw.3w.pl
Вернуться на главную страницу