На месте членам российской общины в
Варшаве явно не сидится. Перед самым уходом на летние каникулы они
решили вместе побывать в одном из самых живописных уголков Польши -
пройти на корабле по знаменитому Эльблонгскому каналу.
Такого нигде в Европе больше не
увидишь. Вот и тянутся сюда туристы, как свои, так и заграничные. Так
что же это за канал?
В XVI веке повысился спрос на
дерево и продукты леса, которыми были богаты окрестности Оструды.
Особенно большим спросом пользовалась сосна, называемая «таборской», из
которой изготавливались судовые мачты. Но проблем с доставкой сырья
оказалось немало - здесь никак не могли решить проблему разницы уровней
воды между озером Дружно около Эльблонга и озёрами южной части Оструды,
чтобы получить выход к морю.
Проект постройки канала разработал
голландский инженер Якоб Георг Стеенке в 1825 г., трудившийся при дворе
прусских монархов Фридриха I и Фридриха II. Цель - соединить Восточную
Пруссию с Балтийским морем. Однако тогда новаторское предложение не было
принято и пролежало почти 20 лет. Только после многочисленных усилий и
аудиенций удалось убедить короля в необходимости строительства, которое
началось в 1846 году и продолжалось восемь лет.
В чём заключалось необычное решение
проекта? В связи с проведением земляных и гидротехнических работ
значительно изменился рельеф местности, по которой должен был пройти
канал. В озёрах в районе Оструды понизили уровень воды до уровня озера
Езерак, т.е. до 99,5 м над уровнем моря. А большую разницу уровней воды
между озерами Дружно и Пнево на отрезке 9,6 км ликвидировали с помощью
шлюзовых камер и наклонных плоскостей. Излишек воды речки Дрвенцa отвели
в Вислу. Поперёк озера Карницкого, уровень воды которого на два метра
ниже уровня моря, возвели искусственную дамбу, прорыв в ней канал. Между
отдельными озёрами также прорыли прокопы и наклонные плоскости.
Официально канал открыт для
перевозки грузов в 1860 г., но первый пaроход прошел по нему уже в 1856
г. Следует отметить, что в1871г. была разработана дополнительная
техдокументация с целью удлинить канал. Но быстрое развитие железных
дорог значительно ослабило привлекательность водных путей. После Второй
мировой войны быстро ликвидировали разрушения, и уже в 1946 г. канал
снова начал действовать, пошли первые пассажирские пароходы.
Надо заметить, что Эльблонгский
канал – самый длинный канал Польши - 129, 8 км. Длина водного пути,
пролегающего только через озера – 60 км, из которых 20 км. проходит по
оз. Езерак, самому длинному озеру Польши. Общая длинна всех прокопов –
56 км. Чтобы проплыть по всему каналу понадобится 11 часов.
Так и сделали члены российской
общины, пройдя по маршруту Варшава – Плоньск – Млава – Грюнвальд –
Ольштынек – Оструда - Бучынец – Эльблонг – Варшава. По пути осматривали
города, изучали историю. Вот, например, Плоньск: городские права
получены им аж в 1400 г. Главная достопримечательность – костёл и
монaстырь XV-XVII в. Во время гитлеровской оккупации здесь погибло 9570
жителей, т.е. половина городского населения.
Млава чуть моложе – городские права
получены в 1429 г. Во время войны погибло 5000 жителей. В лесу Бялуты,
около Млавы, фашисты расстреляли 12000 узников концлагерей.
Следом легендарный Грюнвальд –
местность, где 15 июля 1410 г. произошла битва между войсками Владислава
Ягелло и Тевтонским орденом. Тевтонский орден был образован в 1190 г. в
Палестине. Конрад I Мазовецкий вызвал крестоносцев на помощь, защитить
Мазовше, и тем самым положил начало всем позднейшим конфликтам.
Тевтонский орден завоевал Прусскую землю, Гданьское Приморье и образовал
своё государство.
После расторжения Ядвигой
«супружеского акта», ранее подписанного с Вильгельмом Габсбургским, руку
её, при согласии польских князей, получил Великий князь литовский
Владислав Ягелло. По одному из условий брачного контракта, он с братьями
перешёл с языческой веры в христиaнскую, но с латинскими обрядами.
В 1386 г. Владислав Ягелло был
коронован и стaл королём Польши.Теперь польсколитовский союз стал
представлять огромную силу, тогда как Тевтонский орден теряет влияние.
Обе стороны готовились к неминуемой войне, историческому сражению под
Грюнвальдом. В нем погибло все руководство крестоносцев во главе с
Ульрихом фон Юнгенгеном. После этого орден никогда уже не оправился.
Победа имела своё значение и в дальнейшем, задержав на несколько веков
приход немцев на восточные территории.
В ознаменование 550–й годовщины
победы в этом сражении, в 1960 г. был возведён памятник, дорогу к
которому охраняет огромный рыцарь.
Ольштынек – городок образовался в
1359 г. Во время оккупации в деревне Куликово вблизи Ольштынка находился
концлагерь с узниками различных национальностей, в котором погибло свыше
50000 пленных.
Оструда – городские правa получены
в 1330 г. До 1466 г. находился под властью Пруссии.
Далее наш путь лежал к местности
Бучынец. Именно отсюда началось наше путешествие водным каналом.
Пристань в окружении лесов, кроме музея не видно никаких строений.
Остальные спрятались в буйных зарослях. Тишина, удивительный покой. И
вдруг из-за холма медленно начинает показываться нос парохода, словно
плавно идущего по траве, направляясь к водам канала. Берег тут же
заполнился туристами, защелкали фото-камеры...
Секрет прост - железнодорожные
рельсы опускаются к расположенному ниже прокопу. Буксирным тросом
огромные колеса начинают тащить пароход, который, покорив высоту
прокопа, медленно сплывает в следующее озеро, и далее продолжает свой
путь - до следующего «перехода».
Наше судно называется «Оструда». На
его палубе мы готовы «покорить» высоту в 100 метров. Погода
великолепная, берега в зарослях камыша. Жёлтые кувшинки, под набегающей
волной, словно приветствуют нас, кланяясь. Слышны голоса птиц. Пара
лебедей перед самым носом парохода продемонстрировала красоту взлета.
Кругом поля, леса до самого горизонта.
Медленно и спокойно корабль
покоряет одно озеро за другим, и незаметно оказывается на водах озера
Дружно – самом большом в Польше заповеднике птиц. Его площaдь – 14 кв.
км.. Большие участки озера покрыты белыми лилиями, в гнездах
расположились пернатые обитатели. Вот лебедь неподвижно застыл со своим
зеркальным отражением в чистой воде, рядом - огромная стая чаек парит
над нами, выпрашивая у нас кусочки хлеба.
Не заметили, как подошли к порту
города Эльблонг. Пароход причалил к набережной в старой части города.
Чистота улочек, красивые краски реставрированных фасадов домов,
отремонтированные тротуары, кофейни – всё в гармонии с готическими
строениями XIII-XIV в., костёлами, стенами укреплений времён
крестоносцев, замком Тевтонского oрдена - кажется, мы попали в сказочный
городок. А наше путешествие подошло к концу...
Нина Латусек
Вернуться на главную страницу