Александр Катаев:
родился в Москве. Окончил Московский Институт электронного
машиностроения и четыре курса Московского музыкально-педагогического
института им. Гнесиных. До выезда в Польшу пел на эстраде и занимался
малым бизнесом Один ребёнок – дочка Виктория, 10 лет. С 1981 года живет
в Варшаве.
_____________________________________________________________
Жизнь русских в Польше, прямо
скажем, не бурлит. Это не Америка, не Германия и не Израиль, где у
Русского Центра есть помещение и куда по привычке стекается вся
русскоязычная диаспора. Знакомимся часто случайно, интуитивно реагируя
на русскую речь. К Русской общине не тянемся.
В Варшаве нет настоящих русских
кафе, ресторанов и дискотек. Звёзды русской эстрады сюда не едут...
Остаётся радоваться только тому, что русская культура в Польше начинает
входить в моду. Мода на культуру – это немного грустно, поскольку
поверхностно. Но благодаря этой моде с уверенностью можно сказать, что
«лед тронулся». Всё чаще поляки организовывают русские вечера. Я очень
надеюсь на то, что начинается период востребованности наших
русскоязычных артистов, живущих в этой стране.
Александр унаследовал голос от
мамы, от отца - любовь к технике. Учился параллельно в двух вузах в
Москве. Один окончил и положил диплом на полку. Из института Гнесиных
ушел после четвертого курса на эстраду, к своему кумиру Александру
Градскому, которого боготворит до сих пор.
- Ты учился оперному пению, а ушел
на эстраду. Потом долгое время шлифовал голос. Это было связано с
какими-то планами?
Эстрадой я занимался как бы шутя.
Моим идеалом всегда оставался оперный певец. Проблема заключалась в том,
что мой «тяжелый» тенор для оперы не был готов, поэтому мне трудно было
найти себя в этом жанре. Натуральным голосам, как у Паваротти, к
примеру, искать себя не надо – выходишь и поешь. А когда голос
посередине двух тембров, приходится петь совершенно незначительные и
поэтому совершенно неинтересные, на мой взгляд, партии. В институте меня
вели как баритона. На третьем курсе педагоги начали заниматься со мной
как с тенором. Но хотеть стать тенором и учиться этому – это одно, а
выйти и спеть теноровую партию – это другое. Долгое время меня
преследовала эта мания тенора, и я постоянно шлифовал голос в этом
плане.
- Тебе не жалко, что пение стало
хобби, а не профессией?
К счастью, в жизни мне нравилось
делать две вещи: петь и зарабатывать деньги. Голос был «сырой», а жить
на что-то надо было. Я ушел в бизнес, который у меня очень хорошо
получался. Еще когда я жил и учился в Москве, началась мода на джинсы,
которых в продаже не было. Я сел и пошил себе сам первые в жизни
вельветовые «штаны». Вторые сшил вместе с моим другом на продажу. Мы
зарабатывали очень приличные деньги по тем временам. Когда я приехал в
Польшу, здесь как раз было время очень благоприятных условий для
бизнеса. Но сначала я работал у частника и в качестве зарплаты получал
проценты с продаж. Позже открыл своё дело. Сначала было 2 работника,
потом 20, потом 100, а потом фабрика с итальянским оборудованием. По
натуре я производственник и очень люблю технику. Каждую купленную машину
я сначала осваивал сам, а потом учил персонал. Это было замечательно, и
я с удовольствием полностью погрузился в мое дело. Но, несмотря на
занятость, тема голоса из моей жизни никогда не уходила, и я все время
занимался его совершенствованием.
- Сейчас ты уже в форме, но все
равно редко появляешься на сцене. В чем причина?
Карьеру в этом жанре мне уже
начинать поздно. Я не стал великим тенором и уже им не стану. Думаю, что
природа мне этого не дала, и я только своим трудом выцарапал у нее
какую-то часть этого диапазона. Жизнь не стоит на месте. То, что было
актуально 30 лет назад, не вписывается в сегодняшние реалии. Сейчас у
меня начался, условно назовем, второй музыкальный этап – эстрадной
песни. Первым импульсом к нему были однокашники, с которыми я учился в
институте Гнесиных, и мои друзья из консерватории. Они возвращались
из-за границы в Москву, и мы встретились в Варшаве. Много вспоминали,
пели, играли. Они, можно сказать, меня «завели» на возобновление моей
музыкальной карьеры. Вторым импульсом стало Польское артистическое
общество. Там я спел с Адой Беджиньской и с другими польскими
музыкантами. Но главным толчком к серьезным мыслям о музыкальном будущем
стала моя дочь Вика. В ней я вижу огромный потенциал.
- Большинство родителей реализацию
своих несбывшихся планов перекладывает на плечи детей. Пение – это
самостоятельный выбор твоей дочери или принудительное воплощение в жизнь
отцовской мечты?
В каком-то смысле я бы хотел, чтобы
она реализовалась на том поприще, на котором мне не удалось добиться
высот. Но это не значит, что я с пеленок начал учить ее вокалу. Она жила
и воспитывалась в атмосфере хорошей музыки и все это впитывала, так
сказать, с материнским молоком. К нам приходило и приезжало много хорошо
поющих людей из разных стран. Даже в машине постоянно пели тенора, когда
у меня началась фобия с верхним регистром голоса. У Вики были свои
любимые арии. Она, как и все дети, пела на различных семейных
торжествах, и ничего особенного в ее голосе я не замечал. И вдруг в 8
лет она запела совершенно оформившимся интересным голосом. Я увидел, что
рядом со мной растет человек, который в музыкальном плане одарен, может
быть, даже больше, чем я. Она перескочила целый этап в своем музыкальном
развитии, что совершенно удивительно. Наверное, это от Бога, не знаю. И
сейчас я начал с ней серьезно работать.
- Нравится ли Вике петь и
заниматься тем, что называют певцы «черной работой» - вокалом, музыкой?
Она сейчас находится в комфортной
ситуации. У нее все получается, все постоянно ее хвалят. Конечно, это
всем понравится. Что касается вокала, то им можно заниматься только час,
максимум полтора, поэтому она не очень устает. Уроками фортепиано и
сольфеджио я не хочу ее мучить - у ребенка должно быть детство. Сейчас я
обучаю ее профессиональной вокальной технике, вместе поем в два голоса,
потому что чувство многоголосия и гармонии очень важно в ремесле
вокалиста. Но прежде всего нужно обладать талантом, и этому не
научишься. Либо он у тебя есть, либо его нет.
- На русском вечере в «Химере»
многие были в восторге от того, с какой легкостью Вика играет голосом.
Откуда у нее такая взрослость? Может, это вина акселерации?
Вика не слушает детских музыкальных
произведений. Она слушает очень «взрослую» музыку - Бритни Спирс,
Дженнифер Лопес. Поют взрослые женщины. Возможно, она их подсознательно
копирует.
- А как с русской песней?
Я считаю, что уровень русской
эстрады очень низкий. Он плох не в эмоциональном смысле, а в
музыкальном. То, что мы видим и слышим – это просто трагедия. Поэтому я
рад, что Вика этим не интересуется. Однако русскими песнями мы
занимаемся, но только теми, которые, на мой взгляд, являются жемчужинами
русской музыки.
- Саша, тебя я хочу поблагодарить
за подробное и интересное интервью и пожелать удачи. Если ты не
возражаешь, я задам пару вопросов Вике?
Конечно, не возражаю. Пусть
привыкает.
- Я видела твоё выступление в
программе у Михала Вишневскего. У меня сложилось впечатление, что ты
очень уверенно себя чувствуешь на сцене. Это имидж такой или ты по
натуре смелый человек?
Перед концертом я немножко боялась,
но когда вышла на сцену, страх прошел. Мне одели очень большие башмаки,
и я боялась упасть, но сцены, зрителей я не боюсь. Я вообще не очень
уверена в своей физической силе - например, боюсь кататься на
велосипеде, а одно время боялась плавать.
- Во время «Ринга» на TVN тебя
увидело и услышало огромное количество людей. Какое это чувство - быть в
центре внимания?
Приятно, когда тебя слушает так
много людей.
- В Польше многие критикуют М.
Вишневского и считают участие в его программе "Jestem jaki jestem"
дурным вкусом.
Как одноклассники и подружки
отнеслись к твоему участию и успеху в его проекте? Прибавилось друзей
или убыло?
Мои одноклассники не интересуются
творчеством Михала Вишневского, но когда я выступала, они, конечно,
смотрели программу «Jestem jaki jestem”. Я не почувствовала с их стороны
ни недоброжелательности по поводу программы, ни зависти по поводу
успеха. Все меня морально поддерживали. А друзей прибавилось, особенно
среди мальчиков.
- Ты двуязычный ребёнок. В какую ты
ходишь школу и с кем дружишь?
Учусь в польской школе и дружу с
польскими детьми. У меня нет русских друзей.
Есть ли у тебя такая песня, которую
ты бы спела «на бис» для русскоязычной публики?
Я очень люблю русскую песню
«Извозчик», которую в свое время пел Утесов. Ее бы спела.
- Знаешь, говорят, что удача любит
людей упорных. Я тебе желаю огромной силы воли и творческих успехов!
Надеюсь, что когда ты станешь известной певицей, мы с тобой обязательно
встретимся и поговорим.
Источник:
Русский Курьер
Варшавы
www.rkw.3w.pl
Вернуться на главную страницу